Форум » Сессия » №2. Функции детской литературы, критерии отбора литературы для чтения детям дошкольного возраста. » Ответить

№2. Функции детской литературы, критерии отбора литературы для чтения детям дошкольного возраста.

bus: №2. Функции детской литературы, критерии отбора литературы для чтения детям дошкольного возраста. Принципы отбора. Функции детской литературы: развлекательная. Без нее немыслимы и все остальные: не заинтересовав ребенка, нельзя его ни развивать, ни воспитывать; эстетическая - должна привить истинный художественный вкус, ребенка необходимо знакомить с лучшими образцами искусства слова; познавательная - во-первых, существует специальный жанр научно-художественной прозы, где в литературной форме детям преподносятся те или иные знания (например, природоведческая сказка В.Бианки). Во-вторых, произведения, даже не имеющие познавательной направленности, способствуют расширению круга познаний ребенка о мире, природе и человеке; иллюстрация; психологическая особенность восприятия детской литературы; идентификация – отождествление себя с литературным героем. Особенно это характерно для подросткового возраста, но не только: своеобразный пример идентификации мы видим, например, в финале стихотворения И.Сурикова «Детство»; эскапизм – уход в воображаемый мир книги. «Технический» аспект. Ребенок занят безопасной полезной деятельностью Развивающий аспект. Любой писатель в своей книге, будь то фантастические приключения или проза, основывается на реальных знаниях. Таким образом, ребенок повышает свой кругозор. Также при чтении усиленно работает фантазия, тем самым развивая в человеке творческие качества. Воспитательный аспект. Большинство авторов пытаются нести в своих книгах доброе и вечное (из-за некоторых исключений стоит хотя бы просматривать книгу, которую будет читать ребенок). Вспомните себя в детстве. Ведь не всегда хотелось делать то, что говорят родители. А вот быть таким, как запавший в душу герой, хотел почти каждый. Выбирая книги для чтения дошкольнику, следует обратить внимание на следующее моменты. 1 Интереснее всего для любого человека информация, о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях». Далее — книги о природе, животных, приключениях и т,д. 2. Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится - лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка. Поэтому сделаем вывод: постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать ребенку. Вспомните книги, которые читали в детстве вам, спросите у своих родителей, опросите знакомых, что они читают своим детям. 3. Каждый ребенок является индивидуальностью. Значит, интересы ребенка могут отличаться от ваших. Не нужно несильно пичкать ребенка тем, что он отвергает. Например, ваш ребенок категорически не хочет слушать вашу любимую книгу Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". После нескольких попыток отложите чтение этой книги на следующий раз. Ищите то, что понравится, предлагайте разные варианты, и вы обязательно найдете то, что будет по вкусу ребенку, или же ждите, пока он «дорастет» до предложенной книги. Да, это бывает утомительно, но без этого не обойтись. В чтение для детей 4-б-летнего возраста вводится литература разных эпох, начиная с XIX века. Конечно, XIX век отстоит от нашего времени довольно далеко, поэтому некоторые понятия уже устарели и требуют пояснений. Например, в сказках А. С. Пушкина встречаются такие слова, как «кичка», «столбовая дворянка», «прясть», «вареная полба», «оброк». Без словаря не обойтись. Но и лишать своих детей таких произведений нельзя Не стоит бояться, что, послушав эти произведения в дошкольном возрасте, ребенок не захочет их читать в школе. Опыт показывает, что знакомый сюжет только облегчает понимание и дает возможность наслаждаться художественным словом. Тогда и привычные слова «Пушкин — гениальный поэт» становятся более понятными ребенку. Стихи классиков детской литературы С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. В. Михалкова. Удивительно светлые, добрые стихи Е. Благининой, 3. Александровой, Н. Саконской, Е. Серовой, веселые, юмористические, даже философские Р. Сефа, В. Орлова, Я. Акима, В. Д. Берестова. Особое место в поэзии для дошкольников занимает игровая поэзия - поэзия, где играют словом. Поэты играют словами, как дети кубиками. Игровая поэзия — это стихи Д. Хармса (« Врун» , «Миллион»), Ю. Д Владимирова («Ниночкины покупки»), А И. Введенского («Лошадка»), Б Заходера («Кит и кот»), Э. Успенского («Пластилиновая ворона». «Память»), Г. Сапгира («Принцесса и людоед»), А. Усачева («Звукарик»), Тима Собакина и др. Многие взрослые, наверное, замечали, насколько дошкольники любят морализировать, рассуждать, как тот мальчик поступил нехорошо, а эта девочка сделала неправильно. Это совсем не значит, что сами они поступают хорошо и правильно, но рассуждения показывают важность усвоения моральных норм для ребенка. Поэтому произведения морально-нравственной тематики у дошкольников всегда вызывают душевный отклик. Писателем, который смог преподнести нравственные ситуации на высоком художественном уровне, является Валентина Александрова Осеева. Многие родители, оценив педагогическую направленность произведений, сделали ее произведения настольной книгой, постоянно вспоминают и цитируют, когда возникают подобные ситуации с собственными детьми. В литературе XX века проблемы нравственного воспитания поднимались часто. При этом писатели выбирали различные жанровые формы, чтобы показать свое отношение к происходящему - рассказ, стихотворение, сказку. Однако общее направление оставалось единым - воспитать доброго, отзывчивого, ответственного человека. Часто воспитательная направленность проявлялась в юмористической ситуации. При этом нравственное начало нисколько не ослаблялось, а наоборот, усиливалось. - В, Ю. Драгунский: рассказы: «Он живой и светится», «Друг детства», «Что я люблю», «Англичанин Павля», «3аколдованная буква» (сборник «Денискины рассказы»). - Н, Н. Носов: рассказы «Фантазеры», «Телефон», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Ступеньки», «3аплатка», «Милиционер», «На горке», сказка «Бобик в гостях у Барбоса». Среди познавательной литературы наибольшей популярностью пользуются, конечно жe, природоведческие сказки и рассказы. Здесь можно вспомнить много замечательных авторов. Вспомним некоторые имена. - В. Бианки: сказки «Лис и мышонок», «Мышонок Пик», «Сова», «Чей нос лучше», «Первая охота», «Лесные домишки», «Теремок». - Н. Сладков: сказки «Зимнее лето», «Зимние долги», «Загадочный зверь», «Судили-рядили». - Э. Шим: сказки «Кто копыто потерял?». «Лебедь, рак и щука» и др. - Н. Павлова, сказки «Зимняя пирушка», «Живая бусинка», «Большое чудо». - Природоведческие рассказы Г. Скребицкого, Г. Снегирева, В. Чаплиной, О. Перовской помогают почувствовать себя реальным участником описываемых событий. В чтении дошкольников одно из главных мест принадлежит сказке. И познавательной, и художественной. Многие из этих произведений вам так или иначе знакомы, чаще всего благодаря мультфильмам. Чтение книги, которая уже получила воплощение на экране, помогает лучше ее понять, найти отличия и попытаться понять, чем они вызваны. - А. Толстой: «Приключения Буратино, или Золотой ключик». - А. Волков: «Волшебник Изумрудного города». - Т. Александрова: "Кузька а новом доме», «Кузька в лесу», «Кузька у Бабы-яги», «Сундучок с книжками» (восемь сказок для самых маленьких). - Б.Заходер: «Серая звездочка», «Русачок», «Отшельник и роза», «История гусеницы», «Почему рыбы молчат», «Ма-Тари-Кари». - В. Катаев: «Цветик – семицветик». «Дудочка и кувшинчик». - Г, Остер: «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Попался, который кусался». - Э. Успенский: «Вниз по волшебной реке», «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот». - М, Пляцковский: «Облако в корыте», «Хитрый ответ», «На что похож гриб», «Длинная шея», «Эй, ты!», «Лечебный фотоаппарат», «Кролик, который никого не боялся», «Шишки». - С. Прокофьева: «Приключения желтого чемоданчика». «Пока бьют часы», «Лоскутик, и облачко», «Ученик волшебника», «Часы с кукушкой». - С. Козлов: «Трям! Здравствуйте!», «Я на солнышке лежу», «Ежик в тумане». - Г. Цыферов. «Паровозик из Ромашково».

Ответов - 1

bus: Детская литература для дошкольников стала активно выделяться к концу 19 века. Специфика этой литературы была обоснована в статье Л.Толстого «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?». Л. Толстой считал, что детям должен быть предложен «самый большой и разнообразный выбор серьезных тем». Последующее развитие лит-ры подтвердило это положение с одним уточнением: детская литература отдает предпочтение темам, взятым из жизни своего читателя. Например это: тема детской игры и игрушки, тема детства, тема природы и изображения животного мира, тема внутрисемейных отношений и отношений внутри детского коллектива. О специфике дет лит-ры после Л. Толстого говорили не раз, и к сегодняшнему дню определился целый ряд особенностей, таких, как единство литературных и педагогических принципов. Писатель выступает посредником между читателем и обществом. А. Гайдар писал: «Нужно объяснить ребятам, как сделать винт или как устроен танк.. Но этого мало. Писатель должен объяснить ребятам слова «честь», «знамя», «смелость», «правда». Пожалуй, тут и заключена главная трудность, стоящая перед детским писателем: о вещах отвлеченных, «недетских» рассказать конкретно, «по-детски».». Кроме того, писатели и исследователи указывали на специфику текста детского произведения, где, по словам Рогачева, «идет постоянный взаимообмен эстетики и дидактики». Достаточно часто детский текст имеет игровой характер. Писатель играет словами, мыслями, звуками. Он старается сказать так, как сказал бы ребенок, угадать течение его мысли, выразить его представление о мире. А.К. Покровская заметила, что в книгах для маленьких детей существуют свои художественные средства изображения действительности. Среди таких приемов следует назвать анимизм и антропоморфизм и алогизм действительного. Авторы, пишущие для маленьких, не только широко используют детскую речь как худ. прием, но и выстраивают сюжет, сообразуясь с особенностями детского мышления и языка (кумулятивность, короткие жарновые формы, звукоподражание) Текст детской книги для дошкольников невозможно представить без иллюстраций. Помимо всего вышесказанного, детская литература отличается особым типом героя. Ему свойственно только то, что свойственно читателю. Они доступны восприятию маленького слушателя, близки ему по духу, выражают его потребности и возможности. Первый тип – герой маленький, равный по возрасту и по росту читателю, но «удалой», сильный, спешащий на помощь. Второй – герой, терпящий бедствие, нуждающийся в помощи, защите, совете. Третий тип – герой, не существующий в реальной действительности, не имеющий аналогов. Четвертый тип – герой почемучка. Для детей первого возраста не рекомендуется создавать произведения описательного характера – им нужна динамика, действие, захватывающее развитие событий. Детям такого возраста непонятны сложные художественные образы, запутанный сюжет. Теги: Конец 19 века, Л.Толстой, разнообразный выбор тем, взятые из жизни читателя, детской игры и игрушки, детства, природы, отношения, революционная тематика, общечеловеческие темы, язык, единство литературных и педагогических принципов, честь, знамя, Гайдар, специфика текста произведения, парная рифма, герой ровесник, художественные средства изображения, Покровская, анимизм, антропоморфизм, детская речь, кумулятивность, звукоподражание, иллюстрации, жанры, тип сюжетосложения, игра, парадокс, типы героя, маленький, нуждающийся в помощи, не имеющий аналогов, почемучка, динамика.



полная версия страницы