Форум » Сессия » №5. Народная сказка: определение понятия, история возникновения и бытования, современное состояние ж » Ответить

№5. Народная сказка: определение понятия, история возникновения и бытования, современное состояние ж

bus: №5. Народная сказка: определение понятия, история возникновения и бытования, современное состояние жанра. Классификация. Народная сказка – устное повествовательное художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел, рассказываемое в воспитательных или развлекательных целях. «Сказка-ложь, да в ней намек, добру молодцу урок». Сказку всегда относили к разновозрастной аудитории, но только в ХХ веке стала в основном принадлежать детям. Само название появилось не сразу, Н.В. Новиков предполагает, что в Древней Руси разнообразные устные рассказы назывались «байками»(«баять» - говорить)Сказка-документ, основанный на фактах(«ревизская сказка» именно в таком значении употребляли Пушкин, Гоголь). Скорее всего к середине ХIХ веке байка была названа сказкой. Сказка пришла на смену мифу. Э.В. Померанцева(фольклорист ХХ в.) свидетельствует: первые упоминание относятся к Киевской Руси. История русской сказки богата событиями. В конце XVIII века сказку стали записывать, на основе народных стали создавать литературные сюжеты. Классификация: В.Г, Белинский делил на два рода сказок: 1. богатырские 2. сатирические(быт народа, его домашняя жизнь, нравственные понятия, и этот лукавый русский ум). Афанасьева классифицировала по времени создания и сюжету. Выделяет: -сказки о животных(самые древние) -волшебные сказки -бытовые сказки -авантюрные сказки -докучные сказки. Архитектоника или эстетический план построения сказки имеет общие для всех видов элементы.(Присказка- подготовить слушателей к восприятию сказки «Ай, потешить вас сказочкой?..»НЕОБЯЗАТ. Зачин- начало сказочного действия, уводит читателей в сказочный мир «В некотором царстве..». он определяет: 1.место действия, 2.время действия, 3.героев сказки. ОБЯЗАТЕЛЬ. Основная часть сказки- трехступенчатое строение сюжета: подготовительная цепь действий, центральное действие и развязка. Исход или концовка- заключительная часть сказки. «Стали жить поживать и добра наживать..» Художественное время сказки не выходит за пределы поступательного развития действия(действие движется только вперед, не зная побочных линий и ретроспективы), никогда не имеет точного обозначения и реального соответствия чему-либо. Художественное пространство сказки не имеет реальных очертаний. Оно неопределенно, легко преодолимо. Герой не знает никаких сопротивлений среды: «поезжай отсюдова, куда глаза глядят...» Стилистические формулы- фразы без изменения или с незначительными изменениями переходящие из сказки в сказку: «жили-были, утро вечера мудренее..». Ретардация- формула утроения: трижды кот наказывает петуху не откликаться на зов лисы.

Ответов - 1

bus: Народная сказка – устное повествовательное художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел, рассказываемое в воспитательных или развлекательных целях.(Чичеров В.И.) А. Синявский говорит о том, что сказка преследует, прежде всего, развлекательно-эстетические задачи, а не задачи утилитарные или воспитательные. Сказка не учит, как надо жить, а если и учит то делает это попутно и без нажима. У сказки специфическая поэтика. Сказка – жанр эпический, прозаический. Сказка всегда бытовала в разновозрастной аудитории и только в 20 веке стала в основном принадлежать детям. Н.В.Новиков предполагает, что в Древней Руси разнообразные устные рассказы назывались байками (баять - говорить). Человек, рассказывающий сказки назывался бахарем. Наиболее распространенное мнение о том, как появилась сказка следующее: сказка пришла на смену мифу. Миф (Пропп) это рассказ о божествах или божественных существах, в действительность которых народ верит. Иссякающая вера превращает миф в сказку. Первые упоминания о русской народной сказке относятся к Киевской Руси (10-11века, Померанцева). Отношение к сказке было двояким: развлекательный жанр, интерес к его содержанию, запрещение сказки, гонения на сказочников. Не только фольклорные, но и литературные сказки перестали издавать в 20 веке. В 1930е гг в защиту этого жанра выступил М.Горький. Он признал право на жизнь старых сказок и призвал создавать новые, которые будут способствовать развитию в человеке творческого начала, будут признаками новой культуры. С конца 18 века, в отдельных случаях и раньше, сказку стали записывать, на основе народных создавать литературные сюжеты. Большую роль играла личность сказочника. Сказки разыгрывались – театр одного актера. Ценилось знание и разнообразие сказочных сюжетов. В.Г.Белинский в статье «О народных сказках» предпринял первую попытку классифицировать их, разделив на два рода – богатырские и сатиристические (виден быт народа, его домашняя жизнь, лукавый русский ум). От Белинского остался призыв записывать сказки под диктовку народа. А.Н. Афанасьев систематизирует сказки, положив в их основу классификации время создания сказок и сюжет. Он выделяет сказки о животных, волшебные, бытовые, авантюрные (новеллистические) и докучные сказки. Вне этой классификации сказки условно делятся на произведения для детей и произведения для взрослых, а так же сказки и для той и другой аудитории. Бродячий сюжет (см пред вопрос) Теги: Народная сказка, повествовательное художественное произведение, воспитательные и развлекательные цели, Чичеров, Синявский, развлекательно-эстетические задачи, жанр эпический, разновозрастная аудитория, Новиков, Древняя Русь, байки, бахарь, Миф, Пропп, рассказ о божествах, иссякающая вера, Киевская Русь, 10-11 века, Померанцева, Развлекательный жанр, гонение на сказочников, 1930, Горький, старые и новые сказки, развитие творческого начала, конец 18 века, литературные сюжеты, личность сказочника, театр одного актера, Белинский, богатырские, сатиристические, Афанасьев, классификация, бытовые, о животных, авантюрные, докучные, волшебные, произведения для разной аудитории, бродячий сюжет.



полная версия страницы