Форум » Сессия » № 6.Поэтика народной сказки: архитектоника, художественное время и пространство, стилистические форм » Ответить

№ 6.Поэтика народной сказки: архитектоника, художественное время и пространство, стилистические форм

bus: № 6.Поэтика народной сказки: архитектоника, художественное время и пространство, стилистические формулы, ретардация. Художественное время сказки не выходит за пределы, никогда не имеет точного обозначения и тем более реального соответствия чему-либо. Художественное пространство сказки также не имеет реальных очертаний. Оно не определенно, легко преодолимо. Герой не знает никаких сопротивлений среды. Постоянные стилистические формулы – фразы, без изменения или с незначительными изменениями переходящие из сказки в сказку. («Жили – были», «утро вечера мудренее») Ретардация – формула утроения: трижды кот наказывает петуху не откликаться на зов лисы, и трижды он нарушает наказ; три царства: медное, серебряное и золотое; и т. д. Найти объяснение многочисленным троекратным повторениям трудно. Архитектоника или эстетический план Присказка – необязательный эстетический элемент в сказке. Её цель – подготовить слушателей к восприятию сказки, настроить их. Присказка существует в сказке сама по себе: она не связана с содержанием произведения. Одна и та же присказка может быть у двух разных сказок. Наличие присказки зависит от таланта сказочника, его характера, артистизма его натуры, обстоятельств, при которых приходилось сказывать сказку. Надо заметить: чаще всего присказка встречается перед волшебной сказкой и является такой же цветистой, яркой, самобытной, как и сама сказка. Зачин – начало сказочного действия, обязательный элемент архитектоники. Он уводит слушателей в сказочный мир, подчеркивает необычность, неопределенность того мира, где происходит действие сказки. Зачин играет в сказке огромную роль: он определяет место действия и время действия, называет героев сказки. Как указывает В. Я. Пропп, ими бывают лица двух поколений – младшего и старшего. Но все это только кажущаяся информативность зачина: здесь все нереально, неправдоподобно. Это начало некоего игрового мира, вовлекающего слушателя в действие, завораживающего его своей сказочностью, загадочностью, неопределенностью. Основная часть сказки, по наблюдениям А. И. Никифорова, представляет собой трехступенчатое строение сюжета: подготовительная цепь действий, центральное действие и развязка. Но действие не всякой сказки укладывается в эту схему. Иногда сказка состоит из двух частей, каждая из которых строится трехступенчато, решая при этом свои содержательные задачи («Царевна – лягушка»). Исход или концовка – так по-разному фольклористы называют заключительную часть сказки. В ней могут быть подведены итоги сказочного действия. Но она может быть и намеком на то, что сказочнику нужно заплатить за работу и чем следует заплатить.

Ответов - 1

bus: У каждого вида сказки есть свои художественные особенности. Но есть и нечто общее для всех видов, кроме докучной, что делает сказку сказкой. Это архитектоника и сюжет произведения. Характерным признаком сюжета является поступательное развитие действия. Действие в сказке движется только вперед, не зная побочных линий и ретроспективы. Художественное время не имеет точного обозначения. Художественное пространство не имеет реальных очертаний. Архитектоника – эстетический план построения сказки имеет общие для всех видов элементы: Присказка – необязательный эстетический элемент в сказке. Ее цель – подготовить слушателей к восприятию сказки. Надо заметить, что чаще всего присказка встречается перед волшебной сказкой и является такой же цветистой, яркой, самобытной, как и сама сказка. Зачин – начало сказочного действия, обязательный элемент архитектоники. Зачин играет в сказке огромную роль – он определяет место и время действия, называет героев сказки. Основная часть сказки – (А.И.Никифоров) трехступенчатое строение сюжета: подготовительная цепь действия, центральное действие, развязка. Исход или концовка – заключительная часть сказки. В ней могут быть подведены итоги сказочного действия. Общими для всех видов сказок являются некоторые особенности художественного мира. Постоянные стилистические формулы – фразы, без изменения или с незначительными изменениями переходящие из сказки в сказку. Ретардация – формула строения. Увеличение протяженности художественного времени сказки за чет троекратных повторов одной и той же функции или действия. Отсутствие портретных описаний героя, описаний их характера и точных указаний на возраст. Интонация живого рассказа – эффект, достигающийся использованием различных художественных приемов: введение оборотов, слов, междометий, частое использование диалогов. Теги: Художественные особенности, архитектоника, поступательное развитие действия, нет точных обозначений, эстетический план, присказка, зачин, основная часть сказки, исход, постоянные стилистические формулы, ретардация, отсутствие портретных описаний героя, интонация живого рассказа.



полная версия страницы