Форум » Сессия » №7. Сказки о животных и волшебные сказки: их сходство и отличие, содержание, форма вымысла, поэтика. » Ответить

№7. Сказки о животных и волшебные сказки: их сходство и отличие, содержание, форма вымысла, поэтика.

bus: №7. Сказки о животных и волшебные сказки: их сходство и отличие, содержание, форма вымысла, поэтика. Сказки о животных - самое древнее произведение сказочного эпоса. Древний человек одушевлял природу, переносил на животных свои свойства, не видел различий между ними и собою. Звери способны думать, говорить, разумно действовать. Сказке присущ: анимизм-одушевление животных и т.д.; тотемизм-обожествление животных. Делятся на 2 группы: комическая(«вершки и корешки»). -Моралистическая(«Кот, петух и лиса»). -Кумулятивные сказки(собирание). Принцип их построения – принцип нанизывания одного микросюжета на другой с некоторым расширением в одних случаях и почти довольным повторением в других (например: 1.«Звери в яме»; 2. «Репка», «колобок», «теремок»). В сказке о животных звери являются носителями одного признака, одной особенной характеристики(лиса хитра) Эти сказки аллегоричны. Художественная структура: простой, незатейливый, понятный язык, наличие диалогов, коротких, но выразительных песенок. Костюхин указывает на 2 видообразующих признака: Первостепенным объектом повествования в такой сказке является весь органический и неорганический мир, наделенные человеческими признаками. Зависит от установки исполнителя, от того, какая проблема окажется на 1 месте. Волшебные сказки – наличие чудесного действия(В.П.Аникин) В поэтике В.Я. Пропп считает, что «волшебные сказки характеризуются единообразием своей композиции ». Функция временной отлучки героя, запрет, нарушение запрета, испытание. Играют большую роль в развитии действия сказки. Сказочный вымысел, основанный на магии, всегда по-своему связан с действительностью. Значимость в. Сказки: 1. Зримость описания(завораживает слушателя). 2. Энергия действия, 3. Игра-слов, 4. Бережным и необычном выбором слов, 5. Динамикой. В. Сказка – прежде всего магия слов. РАЗЛИЧИЕ: Основные особенности волшебных сказок состоят в значительно более развитом сюжетном действии, нежели в сказках о животных. В приключенческом характере сюжетов, что выражается в преодолении героем целого ряда препятствий в достижении цели; в необычайности событий, чудесных происшествиях, совершающиеся благодаря тому, что определенные персонажи способны вызывать чудесные явления, которые могут возникать и в результате использования особых (чудесных) предметов; в особых приемах и способах композиции, повествования и стиля. Но вместе с тем в волшебных сказках чаще, чем в других разновидностях сказок, наблюдается так называемая контаминация—соединение различных сюжетов или включение в сюжет мотивов другого сюжета. Структура волшебных сказок. Волшебные сказки имеют структуру, отличную от структуры сказок о животных и социально-бытовых. Прежде всего, им свойственно наличие особых элементов, которые, получили название присказок, зачинов и концовок. Они служат внешнему оформлению произведения и обозначают его начало и конец. Некоторые сказки начинаются присказками — шутливыми прибаутками, не связанными с сюжетом.

Ответов - 1

bus: 1. Сказки о животных считаются самыми древними произведениями сказочного эпоса. Еще Я.Гримм (в 19 веке) обратил внимание на анимизм как форму вымысла в сказках о животных. Звери способны думать, говорить, разумно действовать. Сказке о животных свойственна и такая форма вымысла как тотемизм. Он по разному трактуется в науке – и как древнейшая форма религии раннеродового строя и как идеология того же общества. По мере накоплений познаний и утраты мифологических представлений о мире человек переставал воспринимать животное как себе подобное и богоносное. Появились произведения, где животное представляло собой антигероя, над которым человек смеется. Большинство сказок о животных – произведения, где произошла утрата культового значения животного. Исследователи делят сказки о животных на комические и моралистические. Кумулятивный принцип построения некоторых сказок – принцип нанизывания одного микросюжета на другой с некоторым расширением или с дословным повторением. В сказках о животных звери являются носителем одного признака, одной особенности характера. И при этом они многоплановы. Из всех сказок сказка о животных – самая условная (Костюхин). Сказки о животных аллегоричны. Они интересны своей художественной структурой – простой, незатейливый понятный язык, наличие диалогов, коротких, но выразительных песенок. Сочетание прозы и стиха благотворно воздействует на восприятие маленького ребенка, так как там присутствует игра словом, звуком, рифмой. Первостепенным объектом повествования является животное, растение, предмет, наделенный человеческими признаками. Принадлежность сказки к тому или иному виду во многом зависит от установки исполнителя, от того, какая проблема в сказке окажется на первом месте. Если бедный человек в среде животных, противопоставлен богатому, то сказка с таким сюжетом является бытовой. Теги: Древние произведения, сказочный эпос, анимизм, форма вымысла, разумно действовать, тотемизм, форма религии, идеология, животное-антигерой, утрата культового значения животного, комические, моралистические. Кумулятивный принцип, нанизывание микросюжета, носители одного признака, аллегория, понятный язык, наличие диалогов, проза и стихи, установка исполнителя, проблема в сказке. Волшебные сказки 2.Волшебные сказки – одни из самых ярких сказок в мировом фольклоре. В.П. Аникин основным признаком волшебной сказки называет наличие чудесного действия и чудес: тут есть и страшные чудовища и чудесные предметы и чудесные события. В.Я. Пропп считает, что волшебные сказки характеризуются единообразием своей композиции. Именно это и служит их отличительным признаком. Магической силой наделены различные предметы, вещи, так же магией могут обладать слова и действия. Волшебство в сказках, как заметил П.П. Бажов, связано с народными наблюдениями над окружающим миром. В волшебной сказке выделяется несколько типов героев: положительные и отрицательные (герой и антигерой). Сказка всегда проводит грань между ними. В их противостоянии – смысл сказки. Кроме того выделяются высокий и низкий герои. Низкий герой – Иван дурак. Образ дурака намерено снижен, чему способствует частое обращение к описанию его внешности. Подчеркнуто отсутствие у него элементарных представлений об этикете – он не умеет себя вести за столом, часто сморкается. Сказочный путь низкого героя связан с волшебными силами: они действуют вместо него и ведут его к жизненным благам. Мелитинский считает, что в образе низкого героя присутствует социально-бытовая основа. Иван дурак выражает типичные черты своего класса – крестьянства: пассивность и отсталость в соединении с неизбывной мечтой о счастье, доброте, справедливости и лучшей жизни. И.А. Бунин считает, что в дураке воплотились недостатки русских людей. А.Синявский уточняет: дурак является героем сказок разных народов. Сказка это игра смысла, упражнение для ума, которое никогда не будет исчерпанным. Этому свидетельствует то, что существует множество точек зрения на природу дурака. Сказка – оптимистическое по своему характеру произведение, в котором добро всегда побеждает зло. Исследователи, говоря о фантастическом в волшебной сказке, указывая на ее прочную связь с мифом, подчеркивают в ней те проблемы, которые всегда могут быть современными и актуальными для человека. Это проблемы нравственного звучания: Что есть красота? Делает ли богатство человека счастливым? Какова цена торжества зла над добром? Поэтика волшебной сказки исследована В.Я.Проппом. Ее основные особенности связаны с композицией, где показательными для этого вида сказок являются такие функции, как функции временной отлучки героя, запрет, нарушение запрета, испытание. Они взаимосвязаны и играют большую роль в развитии действия сказки. Этому виду сказок присущи постоянные герои: Баба Яга, Кощей Бессмертный, волшебный конь. Образ Бабы Яги меняется в зависимости от тех функций, которые возложены на нее. Но какую бы форму не принимал этот образ, из сказки в сказку переходят постоянные словесные характеристики этого персонажа. Одна из самых важных функций Бабы Яги – испытать пришедших к ней. По мнению Проппа, этот устрашающий образ в сказке связан с царством мертвых и восходит к древнему, кровавому и психологически трудному обряду инициации. Эстетическая значимость в волшебной сказке заключается в ее лексической системе. Она завораживает слушателей зримостью описаний, энергией действия, игрой слов, бережным и необычным выбором слов. Сказке важны не описания, а динамика. Но потому, как действует герой, можно понять его внутреннее состояние.



полная версия страницы