Форум » Сессия » №31.Детская литература «серебряного века»: тематика, способы воздействия на читателя. Охранительны » Ответить

№31.Детская литература «серебряного века»: тематика, способы воздействия на читателя. Охранительны

bus: №31.Детская литература «серебряного века»: тематика, способы воздействия на читателя. Охранительные тенденции в литературе. Кончался XIX век, "золотой век" русской литературы, началось XX столетие. Это переломное время вошло в историю под красивым именем "серебряного века".. Начало "серебряного века" относят обычно к 90-м годам XIX столетия, когда появились стихи Валерий Яковлевич Брюсова, Иннокентий Федорович Анненского, Константин Дмитриевич Бальмонта и других замечательных поэтов. Рубеж 19-20 вв. – самый малоизученный в русской детской литературе период, впоследствии названного «серебряным веком». По-настоящему открыта и прочитана только поэзия. Конец XIX, первые десятилетия XX века были переломным историческим периодом в развитии общественной и художественной жизни России. Это время характеризуется резким обострением социальных конфликтов, ростом массовых выступлений, политизацией жизни и необычайным ростом личностного сознания. Человеческая личность осознается как единство многих начал — социального и природного, нравственного и биологического. И в литературе персонажи не определяются исключительно и по преимуществу средой и социальным опытом. Появляются разные, порой полярные, способы отражения реальности. Определяющие черты литературы этого периода: 1) интерес к вечным вопросам: смысл жизни отдельного человека и человечества; загадка национального характера и истории России; мирское и духовное; человек и природа; 2) интенсивный поиск новых художественных средств выразительности; 3) появление нереалистических методов — модернизма (символизм, акмеизм), авангардизма (футуризм); 4) тенденции к взаимопроникновению литературных родов друг в друга, переосмысление традиционных жанровых форм и наполнение их новым содержанием Одним из первых литературных течений стал символизм, объединивший таких разных поэтов, как К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый и др. Теоретики символизма считали, что художник должен создавать новое искусство с помощью образов-символов, которые помогут более утонченно и обобщенно выразить настроения, чувства и мысли поэта. Причем истина, прозрение могут появиться у художника не в результате раздумий, а в момент творческого экстаза, как бы ниспосланного ему свыше. Поэты-символисты уносились мечтой ввысь, задаваясь глобальными вопросами о том, как спасти человечество, как вернуть веру в Бога, добиться гармонии, слившись с Душой Мира, Вечной женственностью, Красотой и Любовью. Признанным метром символизма становится В. Брюсов, воплотивший в своих стихах не только формальные новаторские достижения этого течения, но и его идеи. Своеобразным творческим манифестом Брюсова стало небольшое стихотворение "Юному поэту", которое воспринималось современниками как программа символизма. Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее — область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. На доступном для детой языке литература говорила с ними о чести о бесчестьи, о смелости и трудности, о дружбе, о памяти семьи, рода, имени, о тех личностных качествах, какие должен обладать порядочный человек, желающий жить в ладу с собой и окружающим миром. Тематика произведений чрезвычайно близка детям: взаимоотношения в семье, особенно неполной семьи, где дети растут без материнской ласки и отцовской поддержки , точно как же , как расти сами писательницы, рано потерявшие мать(чарская,Желиховская; развитие отношений между братьями и сестрами, которые не всегда понимают друг друга; разговор с читателем о том , что может произойти с каждым: исключительно из учебного заведения; конфликт одного со всеми; душевного разобщение старшего и младшего.

Ответов - 0



полная версия страницы