Форум » Сессия » №50. Феномен Бориса Житкова в детской литературе. » Ответить

№50. Феномен Бориса Житкова в детской литературе.

bus: №50. Феномен Бориса Житкова в детской литературе. Феномен – необычное явление. У Житкова – умение писать в характере ребенка. Феномен – поздно пришел в литературу, изначально рассказывал детям свои истории, а позже записал. Все рассказы он мысленно продумывал. Изначально он не был детским литератором. За 10-12 лет написал очень много рассказов , объединенные в цикл, они изначально существовали в устной форме. Житков проживший вне детского коллектива, бывший моряк, профессионально был готов стать детским писателем, хорошо знающим детскую психологию. Житков имел необычайно широкую эрудицию. Был прекрасным математиком, знал прекрасно и остальные предметы. Чуковский говорил, что он успешно учился по химии, биологии, у него прекрасное трудолюбие. Его отец адмирал морского флота, с раннего детства хорошо знал море. Очень рано научился всем морским премудростям в Одессе. В основе всех произведений фактически лежит человеческий опыт. Житков всегда находит возможность, средство художественной выразительности, чтобы подчеркнуть значимость опыта. Часто его произведения создаются на грани художественного и научно – художественного стиля – это было важно для автора, не только показать значимость опыта, но и научно обосновать его так, чтобы ребенок этого не заметил. Задача Житкова – сделать опыт интересным для ребенка, учить, стараясь не опираться на дидактическую роль. «Что я видел» У Житковского героя мир широк, в каждой ситуации, месте получает определенный опыт. Опыт приобретается в процессе своих ошибок, проблемных ситуациях, общение со взрослыми и детьми. Детская литература должна в основе своей содержать творчество и вдохновение. Борис Степанович Житков (1882-1938) исходил из убеждённости в том, что она ни в коем случае не должна выступать в качестве дополнения к взрослой. Ведь книги, которые будут читать дети, - это жизненный учебник. Тот опыт, который дети получают, читая книги, имеет такую же ценность, как и реальный жизненный опыт. Ребёнок стремится подражать героям литературного произведения либо в открытую ненавидит их – в любом случае книги позволяют прямо и очень непосредственно влиться в жизнь, занять сторону правды, бороться со злом. Писатель очень ясно понимал, что всякая книга, прочитанная ребёнком, запоминается на всю жизнь, он умел стать на позицию ребенка. Именно поэтому рассказы Бориса Житкова дают детям живое представление о преемственности поколений, доблести тружеников и борцов. Не зная и не видя детей, Б.Житков знал детскую психологию. Произведения Житкова представлены в виде прозы, но поэтичность повествований чувствуется в каждой строке. Писатель был уверен в том, что без памяти о детстве не имеет смысла создавать литературу для маленьких читателей. Житков наглядно и ярко учит детей отделять плохое от хорошего. Он делится своим опытом, стремится точно передать свои ощущения, пытается привлечь читателя к активному взаимодействию. Рассказы о животных Бориса Житкова очень ярко и точно отражают внутренний мир писателя, его принципы и идеалы. Так, например, в рассказе «Про слона» писатель рассуждает об уважении к труду, а рассказ «Мангуста» передаёт энергию, напористость и меткость народного языка. Всё творчество Житкова неразрывно связано с мыслями о детях и заботой о них. Он постоянно испытывал потребность в общении с детьми, и, подобно исследователю, изучал влияние своих рассказов на чуткие и открытые детские души. Все творчество Житкова служило этой цели: ввести детей в "страну взрослых", приобщить их к опыту, накопленному человечеством, показать им действительность - прошлую и настоящую, не скрывая сложности и остроты социальных и психологических конфликтов.

Ответов - 0



полная версия страницы