Форум » Сессия » №54.Тематика и проблематика, художественное качество, взаимодействие с читателем детской литературы » Ответить

№54.Тематика и проблематика, художественное качество, взаимодействие с читателем детской литературы

bus: №54.Тематика и проблематика, художественное качество, взаимодействие с читателем детской литературы ХХ1 века. Современная детская литература начала развиваться с 80-х г. XXв. и развивается на наших глазах. Это литература, которая основывается на том, что было сделано в прошлых веках детской литературы. Развитие современной литературы можно разделить на 2 этапа: 1. 80-е по 2000г. 2. с 2000г. и по настоящее время Этапы очень сильно отличаются друг от друга. 1этап – время активной работы многих авторов, которые сегодня могут быть названы серьезными авторами (Н.Романова), можно их уже назвать классическими книгами. В последнее время резко разграничилась возрастная адресация детской литературы. Кто пишет для дошкольников сейчас и нет, поэтому мы читаем литературу 20-х в. Почти не развивается тема природы, поэтому берем литературу для старших детей, которая приемлема для дошкольников. Тема игры и игрушки развивается активно, но в последнее время тема игры и игрушки рассматривается по-другому. Сейчас эта тема, с помощью которой показывают детское горе, одиночество, взаимоотношение с родителями, тема взаимоотношения в детском коллективе. Много внимания уделяется социальной тематике, но данная тематика пока еще недоступна для понимания дошкольников, поэтому литература кажется однообразной по тематике. О. Кургузов – взаимоотношение мальчика и родителей. Внутренняя правда писателя – это его дом. Он всю жизнь писал о доме. Если внимательно читать его рассказы, можно увидеть, что все они заполнены деталями этого дома. Там есть все домашние мелочи, бытовые вещи – шкаф, стол, люстра, телевизор, окно, пол, потолок, домашний кот, кастрюли, холодильник... Но эти вещи не просто названы, они в рассказах Олега живут, как и его герои – люди. И предметы и люди – это части единого организма, единой планеты, мифологического живого существа – Дома, который построил Олег Кургузов. Его Дом - это не просто люди и предметы, не просто ласковая атмосфера, не просто отношения мамы и папы, не просто игры, тайны, события. Дом – это животворящее начало. А всё остальное – родилось от него. В последней своей книге «Наш кот – инопланетянин», писатель устами своего героя, Маленького Мальчика, озвучил самый главный закон, на котором построен мир: «Мама любит папу, папа любит меня, я люблю маму. Вот и получается КРУГОВОРОТ ЛЮБВИ В СЕМЬЕ». В рассказе «Сырниковый случай» юный герой замечает: «А я слышал, что когда дети во сне летают – они растут, а когда взрослые летают – они выздоравливают». Родители, вынужденные зарабатывать деньги, часто отстраняются от детей, обделяя их вниманием и душевным теплом. Своими рассказами Олег Кургузов призывал взрослых к выздоровлению, объединял детей и взрослых, доказывал, что семейные ценности – самые главные во все времена. Художественные особенности современной литературы. Она очень слаба в художественном отношении, особенно этим страдает поэзия – нечеткость рифмовки, банальность, иногда непонятность смысла. Литература перестала быть разнообразной в жанровом отношении. Рассказы почти не создаются, разнообразия нет. Авторская сказка за последние 10 лет стала предельно однообразной ( добро побеждает зло, никаких модификаций), слаба в художественном отношении. Одни и те же типы героев, одна и та же схема рассказа, те же художественные приемы (анимизм например). Авторы придумывают госпожу-инфекцию, рыцаря-шампуня. Повторяются сюжеты ( Т.Крюкова – во всех ее произведениях герои, сюжеты те же самые). Взаимодействие с читателем. Читать трудно детям и понимать ее тоже. Литература теряет прежние функции (воспитательную, развлекательную, эстетическую, познавательную) как вида искусства. ____________________________________________________________________________________ Детская литература- долго и сложно отделялась от «большой» («общей») литературы, а также от литературы учебной. Вызывал и вызывает негативные оценки сам факт обособления ее в некую самостоятельную область, и, как следствие, до сих пор имеют место дискуссии в связи с проблемой так называемой «специфики За последние пятнадцать лет произошло существенное движение, связанное с корректировкой круга детского чтения: исключены произведения, ориентированные на советскую идеологию, возвращены незаслуженно «забытые» Николай Вагнер, Дмитрий Минаев, Саша Черный, Осип Мандельштам. Но, к сожалению, не изменилось главное: детская литература осталась явлением периферийным, отсутствует внимание к ее проблемам, нет попыток современного толкования ее феномена. Вопрос о специфике литературы для детей по-прежнему сводится к повторению истин о динамичном сюжете, доступности, ясности. Жанры современной детской литературы · Детектив · Сказка · Роман · Сага · Фэнтази · Фантастика · Новелла · Очерк Тенденции развития современной детской литературы Изменения в жизни общества, произошедшие в последнее десятилетие, в значительной мере изменили и ситуацию в литературе. Без преувеличения можно сказать, что 90-е гг. ХХ в. стали кризисными и для литературы вообще, и для детской литературы в частности. Значительно упал тиражи книг для детей, закрылась часть детских журналов, опустели детские библиотеки. Только в последние несколько лет положение начало меняться. Возродились детские периодические издания ("Мурзилка", "Весёлые картинки"), появились новые газеты и журналы для детей ("Незнайка", "Жили-были", "Свирелька", "Весёлые уроки"), переиздаются произведения, ставшие классикой детского чтения (сказки К. И. Чуковского, стихи С. Я. Маршака и др.). Кроме того, возрождается традиция литературных конкурсов, открывающих всё новые и новые имена авторов, пишущих для детей. Однако здесь возникает другая проблема - дети перестают читать книги, падает культура чтения, читательский уровень. Этому способствуют разные факторы, в том числе и развитие новых информационных технологий, революция в телекоммуникациях. Заметное снижение интереса к чтению не могло не повлиять на литературный процесс, и одной из тенденций развития детской литературы в наше время становится преобладание занимательности над всеми другими достоинствами произведения. Не случайно столь широкое распространение получают такие жанры, как детективы и триллеры. Стремясь привлечь внимание читателя любой ценой, авторы используют самые разные средства, в том числе и совсем не детские. Однако существуют и примеры удачного сочетания занимательности и художественных достоинств, когда писатели ищут новые способы донести до ребёнка представления о вечных ценностях и моральных нормах. В целом же современная детская литература представляет собой подвижное противоречивое явление, находящееся в процессе становления, и сделать выводы о том, какие тенденции возобладают, можно будет только спустя некоторое время, когда ситуация стабилизируется. Современные реалии в произведениях для детей Современная детская литература живо откликнулась на те перемены, которые сейчас переживает общество, и в произведения для детей быстро вошли реалии сегодняшней действительности. Как правило, это приметы взрослой жизни, с которой современный ребёнок знаком не понаслышке. Так детская литература отражает характерную черту нашего времени - стирание граней между детским и взрослым миром и быстрое взросление маленького человека. В то же время литература для детей обращается и к камерным темам, и на страницах детских произведений вновь появляются привычные ситуации: ребёнок дома, в детском саду, в школе. Среди сказочных персонажей можно встретить не только монстриков и мутантиков, но и обычных домашних животных: "Белый жеребёнок с большими сиреневыми глазами, густой пепельной гривой и такого же цвета длинными сероватыми ресницами, проснулся далеко заполночь в незнакомом месте" (Л. Никитина, "Про белого жеребёнка"). Постепенно в детскую литературу возвращается нормальная реальность, то, что должно окружать маленького человека в детстве: уютный дом, любящие родители, весёлые друзья. Но это только одна сторона современной действительности, поэтому и произведения, написанные сегодня, столь разноплановы и многогранны. Особенности образов героев в современной детской литературе Несмотря на то, что действие современных произведений для детей нередко разворачивается во взрослом мире, главными героями этих произведений по-прежнему остаются дети. Это могут быть самые обыкновенные дети: они ходят в детский сад, не слушаются родителей, спорят со сверстниками. Мир второстепенных персонажей в современных произведениях для детей очень многообразен: здесь и ожившие предметы домашнего обихода, и говорящие животные, и совсем уж фантастические существа, например, домовята и мутантики. Наряду с героями нового времени в детской литературе нашлось место и для сказочных персонажей из прошлого: фей, драконов, принцесс и царей. Но и эти привычные образы зачастую наполнены современным содержанием, ведут себя соответственно сегодняшним нормам и хорошо знакомы с разговорной речью: "Я телом только тигр, а душой будённовец, реинкарнация души, слышала, наверное, о таком опыте, мать за ногу, - и тигр грязно выругался. - Редко пробивает на разговоры, а с чумазыми я принципиально не разговариваю, они мне всю жизнь испортили. Ругаюсь паскудно, но уж извини, себя не переделать" (Г. Генераленко, "Анастасия - дочь купеческая"). Сейчас вряд ли можно говорить о наиболее типичных героях современной детской литературы, однако стоит отметить, что сама роль литературного героя в наше время меняется. Поскольку дидактическое начало ослаблено, персонажи детских произведений окончательно перестают восприниматься как образцы для подражания, а потому часто не поддаются однозначной оценке и привычному делению на положительных и отрицательных. Система образов произведения для детей отражает усложняющуюся реальность, а потому и сама становится всё более сложной. Стилистическое своеобразие современной детской литературы Появляются в детской литературе и синтаксические конструкции, характерные для разговорной речи: неполные предложения, инверсии, повторы. Это заимствование началось не сегодня, но если раньше детская литература включала в себя элементы детской речи и детского фольклора, то сейчас язык многих детских книг приближается к разговорной речи взрослых. С одной стороны, это явление отражает определённые процессы в общественном сознании, а с другой стороны, изменяет сознание читателя: современные дети давно говорят на взрослом языке, и не последнюю роль в этом сыграла детская литература последних лет. Влияние современной детской литературы на детей В советские времена в детской литературе действовала довольно четкая возрастная градация, используемая и поныне. Есть книги для дошкольного возраста, для школьного (младшего, среднего и старшего) и, наконец, юношеские. На Западе также имеется деление на "children’s books" и "young-adults books" (т.е. детские и юношеские). Российские же издатели при выпуске фантастики подобную классификацию практически не используют. Результат — в заявленных как детские сериях выходят книги и для детей, и для тинэйджеров, и для юношества. А ведь у молодого поколения какая-нибудь пара лет — уже целая Вечность. Книга, восторженно воспринятая 10-летним ребенком, навевает скуку в 12, и вызывает раздражение в 14. И наоборот — что интересно в 14-15, не говоря уж о 16-17, покажется слишком сложным, нудным и даже страшноватым для десятилетки. Традиции ХХ века в современной литературе для детей В конце ХХ в., как и на рубеже XIX - XX вв., общество переживает большие потрясения, и процесс социальных преобразований не завершился до сих пор. Происходят определённые сдвиги в общественном сознании, которые не могут не влиять на ход всего литературного процесса. Детская литература, как и литература вообще, пытается освоить новую реальность, а значит неизбежно обращается к новым темам и ищет новые художественные средства для отображения меняющейся действительности. Но в то же время современная литература для детей продолжает развиваться в том направлении, которое оформлялось на протяжении всего ХХ в., а современные детские писатели опираются на достижения своих предшественников. Как уже не раз отмечалось, главным открытием детской литературы ХХ в. стало изображение внутренней жизни ребёнка во всей её сложности и полноте. На протяжении всего столетия утверждалось представление о ребёнке как о полноценной самостоятельной личности, мыслящей, чувствующей, оценивающей окружающий мир. Для современных авторов такое понимание личности маленького человека становится точкой отсчёта и не требует доказательств, поэтому психологизм становится уже не новаторской, а неотъемлемой чертой детской литературы. Дидактическое начало при этом ослаблено, разговор с читателем идёт на равных. Как и многие поколения детских писателей, современные авторы опираются и на фольклорные традиции. По-прежнему одним из популярнейших жанров детской литературы остаётся литературная сказка, в которой обыгрываются фольклорные сюжеты и образы. Главными героями детских книг по-прежнему остаются сами дети. Сохраняются и темы, вошедшие в детскую литературу в ХХ в., прежде всего тема взаимоотношений детей со взрослыми и со сверстниками. Однако в наше время детская литература не только сохраняет традиции ХХ в., но и приобретает такие черты, которые были совсем не свойственны произведениям для детей в прошлом столетии.

Ответов - 0



полная версия страницы