Форум » Лекции » Параграф 3 » Ответить

Параграф 3

bus: Параграф 3 Цели образования определяются как цели жизни соответсвующего общества. Между образованием и культурой имеется точное соответствие: образование это культура индивида. Образование не может быть никогда завершено: только необразованный человек может утверждать, что он сполна разрешил для себя проблему образования.  По формулировке Монро первобытное воспитание является "непрогрессирующим приспособлением к среде". Дети учатся владеть луком и стрелами, выделввать шкуру убитого животного и т.д. только путем наблюдения за действиями старших. Это повторное подражание с уменшающимся числом неудач и ошибок.  Если цели образования совпадают с целями культуры, то видов образования должно быть столько же, сколько имеется отдельных ценностей культуры.  Задача всякого образования - приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человеа в культурного. Деление культуры определяет и деление образования на его виды. Соответственно этому и педагогика как общая теория образования распадается на соответственное число отделов: теорию нравственного, научного, художественного, религиозного, хозяйственного образования. В основе нашего деления понятия образования лежит признак целей, преследуемых образованием.  Установление всякой нормы предполагает двоякое тереотическое знание: знание материала, которая данная деятельность преобразует, и знание тех целей, которые она писледкет при этом своем преобразовании материала. Материал воспитания - живой человек и знания его мы почерпаем из сихологии и физиологии.  Цели образования - культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек.  Различные отделы философии исследуют культурные ценности, устанавливают законы этих ценностей, классифицируют их, определяют из взаимные отношения: • Логика исследует науку как особую культурную ценность • Эстетика исследует законы искусства • Философия религии  • Философия права Каждой культкрной ценности соответствует особый отдел философии и обратно: сколько отделов философии, столько ценностей культуры.  Между понятиями культуры, истории, философии, образования и педагогики есть тестное взаимоотношение: — История повествует о прошлом человечества, накопленное им в его работе над культурными ценностями.  — Философия - наука о культурных ценностях, их смысле, составе и законах.  Культурные ценности=суть цели образования, следовательно каждой философской дисциплине соответствует особый отдел педагогики в виде ее части: — логике - теория научного образования (дидактика) — этике - теория нравственного образования — эстетике - теория художественного образования и т.д.  Нормы, устанавливаемые педагогикой, не могут основываться на одних этих философских дисциплинах, но предполагают также привлечение психологического и физиологического материала.  Педагогика тесно связана с философией, следовательно истоия педагогики есть часть (отражение) истории философии. Платон, Локк, Руссо, Спенсер не только реформаторы в педагогике, но и представители философской мысли.  Кроме того, развитие психологии и физиологии не проходит бесследно для педагогической теории.  История образования отражает в себе развитие культуры в целом. Те задания-ценности, совокупность которых составляет культуру, далеко не всегда образуют дружное и гармоническое общежитие.  Если проблема образования есть проблема культуры, то отрицане культуры, связанное с отрицанием истории, ведет и к отрицанию образования. Анализ отрицания культуры и вытекающего из него идеала свободного воспитания введет нас тем самым в основыне вопросы теории нравственного образования. 

Ответов - 0



полная версия страницы