Форум » Лекции » 2. Специфика литературы для детей дошкольного возраста: тематика, художественные особенности, тип ге » Ответить

2. Специфика литературы для детей дошкольного возраста: тематика, художественные особенности, тип ге

bus: 2. Специфика литературы для детей дошкольного возраста: тематика, художественные особенности, тип героя. Детская литература для дошкольников стала активно выделяться к концу 19 века. Специфика этой литературы была обоснована в статье Л.Толстого «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?». Л. Толстой считал, что детям должен быть предложен «самый большой и разнообразный выбор серьезных тем». Последующее развитие лит-ры подтвердило это положение с одним уточнением: детская литература отдает предпочтение темам, взятым из жизни своего читателя. Например это: тема детской игры и игрушки, тема детства, тема природы и изображения животного мира, тема внутрисемейных отношений и отношений внутри детского коллектива. О специфике дет лит-ры после Л. Толстого говорили не раз, и к сегодняшнему дню определился целый ряд особенностей, таких, как единство литературных и педагогических принципов. Писатель выступает посредником между читателем и обществом. А. Гайдар писал: «Нужно объяснить ребятам, как сделать винт или как устроен танк.. Но этого мало. Писатель должен объяснить ребятам слова «честь», «знамя», «смелость», «правда». Пожалуй, тут и заключена главная трудность, стоящая перед детским писателем: о вещах отвлеченных, «недетских» рассказать конкретно, «по-детски».». Кроме того, писатели и исследователи указывали на специфику текста детского произведения, где, по словам Рогачева, «идет постоянный взаимообмен эстетики и дидактики». Достаточно часто детский текст имеет игровой характер. Писатель играет словами, мыслями, звуками. Он старается сказать так, как сказал бы ребенок, угадать течение его мысли, выразить его представление о мире. А.К. Покровская заметила, что в книгах для маленьких детей существуют свои художественные средства изображения действительности. Среди таких приемов следует назвать анимизм и антропоморфизм и алогизм действительного. Авторы, пишущие для маленьких, не только широко используют детскую речь как худ. прием, но и выстраивают сюжет, сообразуясь с особенностями детского мышления и языка (кумулятивность, короткие жарновые формы, звукоподражание) Текст детской книги для дошкольников невозможно представить без иллюстраций. Помимо всего вышесказанного, детская литература отличается особым типом героя. Ему свойственно только то, что свойственно читателю. Они доступны восприятию маленького слушателя, близки ему по духу, выражают его потребности и возможности. Первый тип – герой маленький, равный по возрасту и по росту читателю, но «удалой», сильный, спешащий на помощь. Второй – герой, терпящий бедствие, нуждающийся в помощи, защите, совете. Третий тип – герой, не существующий в реальной действительности, не имеющий аналогов. Четвертый тип – герой почемучка. Для детей первого возраста не рекомендуется создавать произведения описательного характера – им нужна динамика, действие, захватывающее развитие событий. Детям такого возраста непонятны сложные художественные образы, запутанный сюжет.

Ответов - 0



полная версия страницы